Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 214006, Смоленск, ул.Фрунзе, д.62а, МБОУ "Средняя школа №3"
  • 26-82-32, моб.:+7-910-784-71-01
  • info@rostok-school.ru

Основные понятия


             Читая материалы на страницах нашего сайта, Вы, наверняка, будете встречать привычную... или совсем незнакомую Вам лексику. 

      Для того, чтобы акцентировать семантику ряда слов и подчеркнуть их концептуальное значение, мы решили создать отдельную страницу «ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ». 

      Надеемся, её содержание позволит Вам точнее выстраивать собственные представления о нашей позиции.


Индивидуальность

      В большинстве психологических словарей Вы найдёте совсем незамысловатое определение этого понятия «индивидуальность - человек; характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Своеобразие это проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. С точки зрения материализма, предпосылка формирования человеческой индивидуальности - анатомо-физиологические задатки, кои преобразуются в ходе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности».

      Несомненно, индивидуальность человека предполагает его самобытность, основанную на его жизненном опыте. Всякая индивидуальность имеет собственное миропонимание, мировидение, собственную позицию по отношению к явлениям окружающей действительности. Именно индивидуальная самобытность открывает субъекту возможность задавать принципы и меры анализа проистекающих событий, решать новые задачи в постоянно меняющихся условиях.

      Мы считаем, что слова, определяющие в традиции индивидуальность («человек» и «своеобразие») лишь формально раскрывают это понятие. И осмысляем индивидуальность иначе, понимая её как уникальную совокупность способностей человека, позволяющих ему эффективно реализовывать собственные идеи средствами культуры, что влечёт за собой развитие как индивидуальных способностей, так и обновление культурной традиции.

    По-нашему мнению, индивидуальность прирастает за счет овладения человеком общекультурными способностями, которые зарождаются и развиваются в становлении базовых видов деятельности. И процесс развития индивидуальности определён позицией отношения индивида к культуре, а именно тем, как он распорядится ею в раскрытии присущего ему потенциала. Гармонично развивающаяся индивидуальность, врастая в культуру, рождает целостного, творчески направленного человека, способного взаимодействовать в сложной социальной и культурной среде.

    Таким образом, индивидуальность рассматривается нами как ядро личности, развивающееся и разрастающееся за счет приобретения способности к социальным взаимодействиям, при которых личность не противостоит индивидуальности и никак не является целью её развития.

      С этих позиций, личность, как культурная и социальная соотнесённость человека, становится средством развития индивидуальности в её творческой самореализации. А та, понимаемая вместилищем человеческой сути, важнейшей ценностью человеческого бытия, позволяет разрешать противоречия между возрастающим числом работающих в культуре гипотез мироописания и развитием индивидуального сознания.


Личность

      Человек по своей природе социален. Для полноценного «прорастания» в своём развитии ему необходимы взаимодействия в культуре, в обществе. Именно с этой целью он и использует личность, которая даёт ему возможность удерживать и руководствоваться в собственной деятельности нормами, правилами, способами, традициями культуры (рода).

     Итак, в понятие личности мы вкладываем социальную компетентность, которая становится удобным и полезным «инструментом» оперирования индивида в социуме. Она включает в себя удержание норм морали, общественно значимые ориентиры, ценностные установки, принятые гипотезы мироописания, способности к общественно значимым видам деятельности, а также способность принимать и удерживать единую направленность совместной деятельности (только это позволяет совместно создать новый продукт).

      Вслед за А.В.Толстых, мы понимаем, что личность «фиксирует переходы родовых и индивидуальных определений деятельности человека в ходе его самоосуществления как субъекта культурной, общественной и исторической деятельности», но определяем её не как «исторически ограниченную форму бытия человека», а как культурно-исторически сложившийся способ «приложения» к миру, овладение которым раздвигает перед индивидуальностью горизонты развития.

   Таким образом, для нас, личность является средством последующего развития индивидуальности (величайшей человеческой ценности), которое формируется только в процессе социальных взаимодействий и служит помогать индивиду в развитии.


Субъектность

        Под субъектностью мы понимаем позицию созидания, активность человека как деятеля, творца. Это значит, что сам процесс жизнедеятельности предполагает постановку вопросов к самому себе, к собственному сознанию и желание разрешать возникающие противоречия, преобразовывая, тем самым, себя, свою ситуацию развития.

       Активная позиция человека, направленная на исследование среды, создаёт условия для нахождения индивидом как точек совпадения с прежним опытом, так и открытия им зон своего незнания, сомнения. Именно это состояние сознания неточного, неполного знания приводит в действие механизм активного поиска дополнительной информации, позволяющей найти точки пересечения новой информации с прежним опытом субъекта познания.

       Соотнесение новой информации с имеющимся опытом позволяет не только взглянуть на собственный опыт иначе, но и делает человека готовым отнестись к нему по-другому, делает его способным перестраивать собственный опыт и использовать его в последующей жизни обновлённым (как «своё другое»).

      Подчеркнём, что индивидуальный опыт не является самоцелью (не существует субъектного поглощения или уподобления), он всегда возвращается в мир человеческой жизни через деятельность нового уровня, придавая, тем самым, человеческому развитию динамику. И именно субъектность становится интегральной характеристикой человека в ходе его развития, занимая место на стыке прошлого, настоящего и будущего. Именно субъектность позволяет нашему опыту «выступать» не отдельно от деятельности и не только как её след, как «осадок» прошлой деятельности, но одновременно и как её вектор, направленный в будущее, определяющий будущее.

     Отсюда, по нашему мнению, вытекает переосмысленное понимания обучения и развития. Мы считаем, что они должны выступать как совершенно неразрывные компоненты единого процесса - процесса развития способностей к деятельностному преобразованию мира; они предполагают друг друга и в обоих важны моменты самости, творчества и личностной уникальности субъектов.

     Таким образом, субъектность становится ценнейшим качеством человека, направленного на созидание, на развитие в социуме, оно обеспечивает ощущение наполненности и целостности Жизни.