Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 214006, Смоленск, ул.Фрунзе, д.62а, МБОУ "Средняя школа №3"
  • 26-82-32, моб.:+7-910-784-71-01
  • info@rostok-school.ru

Играем с краской

08.06.2017

Количество просмотров: 256

Играем с краской

    Психологические исследования показывают, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста приоритетным для восприятия является цвет изображения, а форма становится вычленяемой только при решении игровой или дидактической задачи, а для овладения письменной речью требуется тонкое вычленение формы, без этого невозможно дифференцировать буквы в строке.

    Играя с краской, ребенок осваивает ее свойства, но погружение в материал не должно носить беспредметный, хаотичный характер, оно должно быть организовано.

    Одной из простейших техник может быть МОНОТИПИЯ (единственный отпечаток).

    Вместе с ребенком отпечатайте на бумагу рельефные изображения с монеты, значка, оттисните на бумагу донышко круглого стакана, квадратной или прямоугольной коробки, сухих листочков, шишек и т.д… Обратите внимание ребенка на то, как форма оттиска зависит от формы предмета, это позволит незаметно подвести ребенка к понятиям: «печать», «отпечаток», к представлению о «прямом» и «зеркальном» отображении предмета. Неважно, если ребенок не сразу замечает, какой предмет оставляет тот или иной отпечаток.

    Важно выработать у ребенка привычку внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться.

    Занятия с краской должны носить характер экспериментирования. Возьмите высохшую бабочку, отпечатайте ее на сложенном листе бумаги, приложив вторую половину листа и прижав его, ребенок получит изображение бабочки, которая расправила крылья.

    Можно сделать отпечаток из сухих листьев, напоминающих форму крыльев, а затем произвести симметричный отпечаток.

    При помощи этого незамысловатого приема легко объяснить детям законы симметрии.

    Пусть ребенок поможет расцвести ромашке, расправить крылья стрекозе, превратить в пушистый шарик одуванчик.

    Работая с краской, мы помещаем детей в деятельностный контекст. Ребенок не может отказаться от удовольствия повозиться с различными красками, это на самом деле завораживает ребенка. Но этому действию необходимо придать структурность, знакомство с красками — это не рисование, иначе все превратиться в бессмысленную мазню.
    Как только ребенку Вы предлагаете сделать отпечаток, для него становится интересной фактура печати, он начинает ее рассматривать, трогать пальцами, тем самым подготавливая глаз к фиксации на линиях, как самой печати, так и отпечатка.
    РУКА УЧИТ ГЛАЗ, ГЛАЗ КОНТРОЛИРУЕТ РУКУ. Печать и отпечаток являются зеркальным отражением друг друга. Для детей важно развести печатная картинка и напечатанная, это позволяет развести в будущем прямое и зеркальное написание букв.
    При рассматривании отпечатков необходимо обращать внимание на фактурные линии, для этого можно делать похожие печати, но печатать их одинаковыми чернилами, а разными чернилами печатать одни и те же оттиски. Все это поможет избежать зеркального письма при печатании слов, и при записи рукописными буквами.

    Симметричные печати помогают ориентироваться на листе бумаги (лево, право, напротив), как этого не хватает при становлении письменной речи. Ну и, безусловно, это позволяет наработать время продуктивного сосредоточения.


краски


    Всем: взрослым и детям понравится прием «штамповки» рисунков. Вспомните детские «печатки», игру «прижми и отпечатай». Для того, чтобы освоить этот прием Вам понадобиться крупная печать — клише, ее изготовление не займет много времени. В качестве исходного материала обычно берут довольно толстый деревянный брусок, такой, чтобы его удобно было взять в руку, подойдут бруски из старого детского деревянного конструктора. На одну из сторон наклеивают картон, а на картон узоры. При этом узор не обязательно может быть из бумаги. Они могут быть из веревки, шпагата, пенопласта, скоро Новый год — это может быть хвоя, семена и листья растений, нитки. Печать готовят дети под руководством взрослого. Затем накатывают краску и штампуют рисунки на бумаге или на ткани. Печати могут быть различными — это домики, цветы, листья, фигурки людей, животных, елочные веточки, украшенные бусинами. Из этого можно создать множество сюжетов.

    В начале ребенок пользуется одной краской, затем научается добавлять еще по одной, до трех, четырех красок. В этой технике легко создать коврик для куклы, или салфетку для кукольного стола. Для этого понадобиться кусок мешковины, или другой плотной ткани.
Я, надеюсь, Вы понимаете, что это позволяет ребенку овладевать знаковой деятельностью, знакомиться со свойством красок, закономерностями из цветового взаимодействия, но это не есть рисунок. Рисунок имеет совершенно иную психологическую составляющую.

    Следующий способ обычно применяется для изготовления тонированной бумаги, которая используется в различных поделках, аппликациях, открытках - НАБРЫЗГ. Разведите краску, приготовьте лист бумаги, старую зубную щетку. А теперь предложите ребенку побрызгать, ведь это одно из любимейших детских занятий. На кончик щетки наберите немного краски, следите, чтобы не капала. Наклоните щетку над листом бумаги, и пальцем правой руки проведите по ворсу. Брызги разлетятся и сложатся в причудливой форме.
    А теперь предложите ребенку сделать открытку. Вырежьте из бумаги незамысловатые фигурки животных, насекомых, можно использовать сухие листья, плоды.
    Уложите композицию на подготовленный для открытки лист плотной бумаги. Придавите каждый элемент композиции пятаком, или иной мелкой монетой. Затем предложите ребенку обрызгать открытку 1 -2 красками. (Кстати, вместо щетки можно использовать флакон от духов с распрыскивателем.)

    Когда краска немного подсохнет, аппликации аккуратно снимаются, а на искрящемся, бархатистом поле светится белый узор. Полученное изображение можно дополнить несколькими штрихами акварельной краски, можно золотой или серебряной краской украсить открытку. Работа с краской провоцирует ребенка на эксперименты с краской и зачастую приводит к появлению собственного смыслового рисунка. Но обычно эти техники эффективны после становления смыслового рисунка — это возраст пяти лет.

    Продолжим помогать родителям готовить детей к овладению каллиграфией. Необходимо, чтобы ребенок в переплетении штрихов начал искать схожесть со знакомыми образами.

    Следующая техника — ВОЛШЕБНЫЕ НИТИ. Для освоения этой техники детям понадобятся нити №10, набор ярких чернил или разведенные гуашевые краски, бумага.

    Нити нарежьте так, чтобы с ними удобно было работать. Опустите нитку в краску, чтобы она ею пропиталась. Теперь нитку надо аккуратно уложить на лист бумаги и накрыть другим листом. Обязательно кончик ниточки должен выглядывать. Придерживая верхний лист, вытягивайте нитку. На каждый новый цвет нужен новый лист, чтобы изображение не пачкалось. Ну, а теперь посмотрите, на что это похоже. Если для изображения случайно получившегося богатыря, березки или птицы чего-то не хватает, то недостающие детали нужно дорисовать кистью, фломастером, карандашами.

Пробуйте!

Степанова В.В.